Внедорожники

Джон Фосс

Чаще всего называемый Горным Унициклингом или ГУни, этот стиль езды привлекает большое внимание. Но не все из нас живут вблизи гор, поэтому более точный термин - Унициклинг Пересеченной Местности. Там, где может проехать горный велосипед, может проехать и горный уницикл (и иногда лучше).

ГУни в последние годы был самой быстроразвивающейся и наиболее популярной разновидностью унициклинга. Люди обнаружили, что это не только возможно, но и потрясающе здорово - ехать в грязи! Но "железо" было не готово к таким испытаниям. Кочки и ухабы поджидали своих жертв, а относительно узкие городские шины унициклов, требующие высокого давления, были далеко не лучшим вариантом для грязи и скал.

И люди начали модернизировать свои унициклы. Сначала были добавлены педали с повышенным сцеплением и шины с рельефным протектором. Затем были использованы более широкие шины и соответствующие им более широкие рамы. И тормоза. Наконец, специально для горного унициклинга были разработаны приделанные к седлу рукояти.

Но больше всего внимания требовало сердце уницикла - узел вал/ступица. Но - спасибо BMX- и маунтинбайк-сообществу - более прочные валы/ступицы уже существовали. Их надо было только адаптировать к унициклам. Обычные дешевые унициклы никогда не предназначались для прыжков с большой высоты, постоянному воздействию ухабов и скал и педалирования на крутых склонах. Их валы просто ломались под нагрузкой.

Первой предложила покупателям вал класса high-end английская компания "DM Engineering". Сплайновый, закаленный вал их "Всерельефного Уницикла" был большим прогрессом. Позднее Дэвид Познантер убедил инженеров из Профайл Рейсинг адаптировать их неубиваемый BMX-овый вал к унициклам, а затем и другие компании последовали со своими версиями. Роль вала уницикла не может быть выполнена стандартными велосипедными запчастями, потому что у одноколесника ступица колеса и вал, к которому крепятся колеса, составляют один узел. Поэтому это был очень большой шаг вперед для унициклинга. Сплайновый вал имеет больший эффективный диаметр, лучший способ контакта с шатунами педалей, и просто прочнее, чем традиционные валы.

По мере роста популярности горного унициклинга все большее количество дизайнеров, производителей и инженеров начало экспериментирование и производство унициклов и запчастей. Многие образцы этого нового дизайна и компоненты сегодня доступны здесь. Как результат, выбор в категории горных унициклов гораздо больше, чем в любой другой!


Как мне выбрать модель?

Существует три основных фактора, определяющих, какой запас прочности вам необходим:

  1. Вес спортсмена.
  2. Тип рельефа, по которому предполагается передвигаться.
  3. Агрессивность наездника.

К этим трем добавьте несколько менее прагматичных факторов:

  1. Как много вы готовы потратить.
  2. Какие компоненты и "фичи" вы хотите иметь.
  3. "Фактор крутости" ("Coolness factor").

Существует большой выбор, и многие варианты являются близкими эквивалентами. Некоторые из основных различий:

  • Рама ручной работы против рамы серийного изготовления: в производство изготовленного вручную уницикла вложено больше мастерства, гордости и заботы производителя. Они стоят дороже, потому что производятся в небольших количествах, и обычно - наиболее опытными мастерами.
  • Наличие тормозов против их отсутствия: тормоза в основном используются для езды вниз под гору. На очень крутых склонах они добавляют степень контроля, которая без них не достижима. На длинных, более пологих склонах установка фиксированного уровня трения (тормозов) избавит ваши колени от большой нагрузки. Если вы катаетесь в основном на равнине, то, возможно, тормоза вам ни к чему.
  • Толстая покрышка против еще более толстой: больший объем воздуха в шине позволяет ей лучше амортизировать удары и является существенным преимуществом при прыжках с большой высоты. Поездив на трехдюймовой покрышке, вы никогда не захотите вернуться к более узкой. В целом, чем шире покрышка, тем более суровый рельеф вам по плечу. "Обратной стороной медали" сверхшироких покрышек является увеличение веса. Если вас интересует только скорость, следите за весом.
  • Закаленный вал: обычный вал уницикла оканчивается с обоих сторон сужающимся квадратным профилем, соответствующим по форме отверстиям в так называемых бесшпоночных шатунах педалей. Самые дешевые изготавливаются из низкоуглеродистой стали. Закаленные валы существенно прочнее своих незакаленных аналогов.
  • Сплайновый вал, количество сплайнов : сплайновый вал расчитан на ездока высокого класса. Они много прочнее любого обычного бесшпоночного вала, но более дороги в изготовлении, и потому дороже стоят. Различные производители валов используют разное количество сплайнов (канавок), что означает, что вы не сможете использовать сплайновые шатуны другого бренда.
  • Шатуны педалей: слабые шатуны согнутся, если вы много скачете или прыгаете с высоты на уницикле. Сталь обычно прочнее аллюминиевых сплавов, но это зависит во многом от дизайна и от способа обработки металла на фабрике. Шатуны для сплайновых валов обычно самые прочные в силу своей трубчатой конструкции. Вам нужны сплайновые шатуны для сплайновых валов, бесшпоночные шатуны для бесшпоночных (квадратных) валов.
  • Педали: Энтузиасты ГУни обычно стремятся максимально увеличить сцепление с педалями. Когда повсюду вокруг грязь и болото, терять контакт с педалями не хочется. Педали с вворачивающимися шпильками наиболее популярны, потому что шпильки можно заменить, когда они стачиваются. Но позаботьтесь о специальной защите для ваших ног, потому что "кусачие" педали могут поранить ваши икры и голени!
  • Защитные накладки: Чем суровее рельеф, тем важнее защита. Существует большой выбор вариантов для обеспечения безопасности. Важный момент состоит в том, чтобы надеть что-то ПЕРЕД тем, как в этом возникнет необходимость.
  • Шлем: Абсолютно необходим для любого типа пересеченной местности. Хотя травмы головы в унициклинге чрезвычайно редки, мозги у вас только одни. Используйте их - носите шлем.

Как насчет покрышки и размера колеса?

24- и 26-дюймовые наиболее распространены. Но имейте в виду, что ширина покрышки связана с ее диаметром. Покрышка Nokian Gazzalodi 24 x 3.0 дюйма имеет почти тот же диаметр, что и стандартная 26-дюймовая покрышка маунтинбайка, но надевается только на 24-дюймовый обод. Если вы планируете переход на более широкие шины в будущем, убедитесь также, что ваш уницикл имеет достаточную для этих покрышек ширину рамы.

Написать комментарий